статья об АСУ ProCollege, 2013г.

Павлов С.Л., Гурьянов А.А.

В настоящей статье рассматривается автоматизированная система управления  ProCollege. Система адаптирована для работы с существующей LMS Moodle версии 2.0 и выше.  АСУ ProCollege является программным средством, которое наряду с LMS Moodlе, значительно расширяя ее возможности, может быть использована любым образовательным учреждением среднего и начального профессионального образования

Тема эффективности управления образовательным процессом при реализации программ профессионального образования является на сегодняшний день актуальной. Эффективное управление учебным процессом является, пожалуй, одной из важнейших управленческих задач в образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования. Решение названной задачи охватывает значительное количество лиц, вовлеченных в этот процесс – административно-управленческий персонал, преподавателей, учебно-вспомогательный персонал, непосредственно самих обучаемых, и прямо влияет на условия их работы или обучения.  

В настоящее время имеется большое количество систем автоматизации управления учебным процессом, представляющих собой как инициативные, предназначенные, для конкретного учреждения образования, так и коммерческие разработки. Как правило, такие системы направлены на решение частных, но не комплексных задач управления.

Учитывая то, что организация учебного процесса в любом образовательном учреждении профессионального образования достаточно консервативна в силу устоявшихся традиций, то внедрение любых информационных технологических новшеств,  практически всегда встречает понятное противодействие. Необдуманное применение систем электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и, тем более, попытка автоматизации системы управления разноплановыми программными средствами, практически всегда влечет неоправданное увеличение материальных затрат, увеличение трудозатрат, как преподавателей, так и студентов  без гарантии получения на первоначальном этапе желаемого результата. Таким образом, проблема автоматизации хоть и решается, но частично, а не комплексно. 

Решение рассматриваемой проблемы усложняется также и потому, что сегодня профессиональное образование  находится  в условиях постепенного перехода на новую систему управления образовательным процессом, порожденную присоединением Российской Федерации к Болонской декларации. Это влечет за собой смену не только системы нормативных правовых актов в сфере образования, но и к пересмотру всей системы профессионального образования, подходов к обучению, к системе оценивания результатов обучения, а вместе с ними и к пересмотру и модернизации процесса управления образовательными учреждениями в целом.

В настоящей  статье мы попытаемся кратко рассмотреть структуру автоматизированной системы управления учебным процессом ProCollege (АСУ ProCollege), предусматривающей комплексное решение описанной выше проблемы. Разработка системы ведется в Челябинском юридическом техникуме в течении 5-ти последних лет и уже привела к заметному повышению качества как управления образовательным учреждением, так и управления образовательным процессом в целом.  

Идеология АСУ ProCollege построена на использовании положительно зарекомендовавшей себя платформы  LMS Moodle. Сегодня АСУ ProCollege модернизируется для ее интеграции под возможности второй версии Moodle.

Центральное место в АСУ ProCollege занимает управление учебными планами. Известно, что качественные  учебные планы значительно облегчают выполнение всех основных задач управления образовательным процессом. Следует отметить, что учебный план учреждения профессионального образования обладает весьма сложной структурой: при наличии единой для всех студентов базовой составляющей он имеет вариативную часть, развитую систему практик. В государственных образовательных стандартах третьего поколения эта тенденция еще более выражена, причем ситуация  усложняется  введением компетентностного подхода.

LMS Moodle, как известно, является эффективной системой управления образовательным процессом при организации индивидуального обучения или обучения в составе группы внутри конкретного учебного курса. Т.е. в центре обучения всегда стоит учебный курс, но не учебная группа. Поэтому в moodle отсутствуют  учебные планы и группы в том понимании, в каком это принято понимать в системе отечественного образования.

АСУ ProCollege, задуманная изначально как система, позволяющая решать задачи формирования учебных групп и управления ими, сегодня приспособлена для решения совершенно новых, комплексных задач, обусловленных введением ФГОС – формирования учебных планов, учитывающих в своей структуре все составляющие основных профессиональных образовательных программ по специальностям среднего и начального профессионального образования.

Реализация основных профессиональных образовательных программ, даже при условии наличия четко структурированного и выверенного учебного плана не возможна без четкой организации всего образовательного процесса и управления им. Поэтому, второй не менее важной задачей, решаемой сегодня АСУ ProCollege, является  автоматизация составления и редактирования расписания учебных занятий и учебных практик. Модуль составления и редактирования расписания связан с формируемыми учебными планами по специальностям, которые, в свою очередь связаны с курсами учебных дисциплин и междисциплинарными курсами в профессиональных модулях. 

Во второй версии Moodle появилась возможность формирования и управления глобальными группами – когортами, которая реализуется на более ранних версиях с помощью метакурсов.   Изначально существующая возможность АСУ ProCollege  управления учебными группами сегодня модернизирована таким образом, что все процессы, зачисления студентов в учебные группы, их перевода из группы в группу, отчисления студентов, а также назначения преподавателей в курс-группу осуществляется привычным управленческим решением – формированием соответствующего приказа по образовательному учреждению.

Система назначения ролей пользователям в LMS Moodle  реализована в АСУ ProCollege  таким образом, что, например, при приеме на работу преподавателя, ему соответствующим приказом с помощью модуля «Отдел кадров» назначается потенциальная роль соответствующая его статусу в системе. Таким же образом реализована возможность назначения ролей с помощью модулей «Приемная комиссия» и «Секретариат», которые позволяют формировать и вести личные дела обучающихся, а также в автоматическом режиме осуществлять практически все присущие этим подразделениям функции.

Модуль «Рейтинги», особенно в условиях реализации болонского движения, и с учетом существующих возможностей самой LMS Moodle позволяет выстраивать рейтинги  достижений не только обучаемых, но и преподавателей, что существенно влияет на мотивацию  получения знаний не только студентами, но и мотивирует преподавателей, мастеров производственного обучения к повышению качества оказываемых образовательных услуг.

Объем настоящей статьи, к сожалению, не позволяет раскрыть все имеющиеся возможности разработанной в Челябинском юридическом техникуме АСУ ProCollege, но между тем основные его функции были нами описаны.

В результате плодотворной работы  была получена эффективная,  комплексная, интуитивно понятная система  автоматизации  управленческими процессами в образовательном учреждении среднего и начального профессионального образования.  АСУ ProCollege позволяет уже сегодня решать перманентно увеличивающийся объем рутинных управленческих задач в короткие сроки, эффективно используя при этом обширные возможности имеющейся и положительно зарекомендовавшей себя LMS Moodlе.

 

Адреса:

  1. АСУ ProCollege: http://www.procollege.ru
  2. ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЧЮТ»: http://www.gouchut.ru

 

Литература:

  1. Литература о LMS Moodle [электронные издания] - http://moodlefree.ru/wiki/literatura-o-moodle
  2. Болонская декларация.  Зона европейского образования. Совместное заявление европейских министров образования. Болонья, 19 июня 1999 г. http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/bologna/
  3. Российские автоматизированные системы управления образовательным процессом. Колосов Д.Э - http://www.iuorao.ru/2011-01-04/149-2011-01-12

 

 

Последнее изменение: Четверг, 5 июля 2018, 10:48