Проблемы внедрения электронного обучения.
Последнее десятилетие прошлого века и начало нового века характеризуется увеличением скорости процессов совершенствования техники и технологий не только в сфере производства, но и в сфере образования. Профессиональное образование сегодня должно формировать потребность и способность обучаемого самостоятельно, используя огромный поток информации, получать профессиональные знания и трансформировать их в профессиональную деятельность. Образование должно отвечать требованию непрерывности и строиться на новых, более эффективных принципах.
В качестве основной инновационной идеи в описанных выше процессах может рассматриваться электронное обучение (e-learning). Основными, характеризующими e-learning чертами в отличие от традиционного обучения являются:· владение современными информационными и телекоммуникационными технологиями всеми участниками образовательного процесса;
· необходимость перевода образовательного контента в электронную форму (в том числе создание электронных учебников, практикумов, лабораторных и практических электронных пособий, электронных моделей и тренажеров);
· использование современных информационно-телекоммуникационных технологий, для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса;
· плановое, поэтапное совершенствование методики, инструментария, моделей и сценариев использования e-learning в различных предметных областях;
· знание и понимание этики поведения в сети Internet как основной среде для организации электронного обучения.
Впервые в Российской Федерации официальное определение понятию электронное обучение дано в 2012 году в законе РФ «Об образовании». До этого все попытки регулирования объективно существующего процесса развития дистанционных образовательных технологий в сфере образования, ограничивались только упоминанием о них в вышеупомянутом законе и общими формулировками в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий». Следует отметить, что по данным Всемирного экономического форума Россия среди 75 наиболее развитых стран находится на 66-м месте по информационно-коммуникационной структуре и на 71-м месте по использованию информационных технологий в образовании. В настоящее время назрела объективная необходимость упорядочить этот процесс путем полномасштабного нормативного регулирования, устанавливающего правила использования дистанционных технологий в образовательном процессе. Необходимо окончательно регламентировать процесс использования e-learning в системе российского профессионального образования.
При внедрении электронного обучения образовательное учреждение неизбежно сталкивается с рядом существенных проблем. Среди них: большие первоначальные затраты на создание информационно-коммуникационной среды, которая была бы способна поддерживать процесс электронного обучения в образовательном учреждении, недостаточный уровень готовности преподавательского состава к работе в новых технологических условиях труда и грамотному внедрению и использованию ИКТ. Стало очевидным противоречие между накопленным теоретическим и методическим опытом профессионального обучения и недостаточной квалификации педагогов в обеспечении транслирования этого опыта современными информационными средствами.
В государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) «Южно-уральский многопрофильный колледж», уже на протяжении нескольких лет реализуется модель организации электронного обучения следующих типов:
1. Электронное обучение, управляемое самим обучающимся.
2. Управляемые курсы электронного обучения.
3. Электронное обучение, управляемое преподавателем (тьютором).
В качестве основы программного обеспечения для организации такого обучения взята используемая практически во всем мире LMS Moodle. Однако, поскольку данная система на сегодняшний день не отвечает реалиям российского образования, возникла объективная потребность в разработке дополнительного программного обеспечения. Автоматическая система управления образовательным учреждением и образовательным процессом «ProCollege» была разработана в целях информационного сопровождения и автоматизации организации и управления образовательным процессом, деятельности приемной комиссии, формирования учебных планов специальностей, составления расписания занятий, движения студентов, деятельности кадровой службы.
Исходя из опыта внедрения электронного обучения очевидно, что для того, чтобы соответствовать в современном мире требованиям, предъявляемым к уровню преподавания при организации профессионального обучения, совершено необходимо перенимать опыт развития европейской системы профессионального образования и селекционировать его не только на уровне одного отдельного взятого и инициативного образовательного учреждения, а на уровне всей государственной политики в сфере профессионального образования.
Это становится очевидным еще и потому, что на мировом уровне уже давно достигнуто понимание, что индустрия электронного обучения должна включать в себя производство специальных технических средств, специального программного обеспечения, создание баз данных, массовое создание и использование электронных обучающих курсов для всех уровней образования и прежде всего профессионального образования, в том числе курсов, предназначенных для повышения квалификации работающего населения с доставкой учебных материалов на рабочие места, в дома, в любую точку пространства, где есть Internet. И, самое главное, от всех этих процессов, безусловно, не должно стоять в стороне государство.